Блоги | 19.05

Какие навыки важнее для руководителя: hard and soft skills

AO0A0063-2-1024x685.jpg
В вопросах найма и работы с персоналом всё чаще применяются понятия «hard skills» (профессиональные качества) и «soft skills» (личные качества). Александр Высоцкий, oснователь Visotsky Consulting, рассказал ЛИЦА Journal на чём он больше фокусируется при найме. А также поделился опытом, как развивают компетенции специалисты и руководители его компании.

Hard and soft skills: в чём разница


Soft skills – «мягкие» навыки. Общительность, эмоциональный интеллект, желание и умение понимать людей, быстрая адаптация к новой технике или программному обеспечению. Для измерения soft skills нет твёрдых количественных показателей.

Hard skills – «жёсткие» навыки. Это профессиональные умения, которым можно обучить сотрудника. Их легче измерять. Если мы говорим о hard skills руководителя, то это способность планировать, расставлять приоритеты, нацеливать, правильно отдавать распоряжения и добиваться их выполнения.

Наш подход при найме

Помогает ли резюме

Оценить профессиональные качества по резюме возможно. Например, менеджер по продажам может указать, какие функции выполнял и на сколько в результате этого увеличилась конверсия. Единственный минус – не всегда эти данные правдивы. С личными качествами ещё сложнее: как правило, кандидаты пишут шаблонные фразы. Резюме не слишком помогает HR-службе создать о них представление.

Что стоит написать в резюме

Тем не менее, указывать личные качества в резюме я рекомендую. Но, опять-таки, избегая шаблонных фраз. Хочу привести удачный пример описания личных качеств в резюме одного из кандидатов на руководящую позицию в мою компанию.

«Считаю своим достижением способность быстро адаптироваться, обрабатывать большое количество информации, умение хорошо ладить с коллективом и находить общий язык. Давать конструктивную обратную связь, используя стиль френдли».
"Честность – это правильно, но нужно грамотно всё преподносить: как в резюме, так и на собеседовании"
Отрицательные качества – стоит ли указывать?

Даже если кандидат не указывает отрицательные качества в резюме, они будут видны на этапе собеседования.

Недавно мы искали сотрудника на позицию менеджера по продажам. И HR-службе показалось, что нашли идеального кандидата — с большим опытом, солидным резюме. Интервью проходило хорошо, и HR уже готовилась презентовать кандидатуру руководителю. Но тут он начал рассказывать, как повздорил с директором на прошлом месте работы, используя лексику вроде «намутили, накрутили». Хорошее впечатление улетучилось, так как подобное недопустимо в деловом общении. Честность – это правильно, но нужно грамотно всё преподносить: как в резюме, так и на собеседовании.

Почему soft skills важнее

Для моей компании важно, чтобы человек был активным, общительным и коммуникабельным. Мы никогда не возьмем «негативщика», даже если он профессионал и на голову выше других кандидатов по уровню hard skills. Идеально, если в человеке есть здравый баланс soft и hard skills. Но я предпочту того, который может не дотягивать по профессиональным качествам, но хочет учиться, развиваться и открыт ко всему новому.

Инструментов для получения soft skills с нуля практически нет. Поэтому при найме я руководствуюсь тем, что будет напрямую влиять на способность человека давать результат. Часто от сотрудников финансового департамента требуют умения работать в 1С – но этому можно научить. А вот конструктивному общению с клиентами при сборе дебиторской задолженности – вряд ли, даже если у вас прекрасные скрипты.

Как усилить soft skills

Получить «мягкий» навык с нуля сложно, но вполне реально его прокачать. Для этого в каждом подразделении компании мы формируем внутреннюю академию. Один из первых курсов, который должен пройти новичок, называется «Технология обучения». Выполняя практические и теоретические задания, сотрудник понимает, как правильно учиться, а также распознавать и преодолевать преграды в обучении. Продолжительность курса – около 8 часов: в конце есть проверка с инструктором.

Также у нас есть тренинг, который помогает руководителям развивать навыки общения. Его продолжительность – около 30 часов, он проходит в исключительно в оффлайне. Руководитель учится управлять общением: например, как понять, что подчинённый «где-то не здесь», взбодрить его и вернуть в рабочее состояние.
"Считаю, что крутых руководителей может привлечь только крутой владелец компании. Опытные и компетентные управленцы – самое ценное, что есть в бизнесе"
Подведём итог

Считаю, что крутых руководителей может привлечь только крутой владелец компании. Опытные и компетентные управленцы – самое ценное, что есть в бизнесе. Поэтому поделюсь тремя soft skills, которые помогают мне, и которые перенимают руководители моей компании:

  1. Умение рыть вглубь и разбираться. Не просто оперативно решайте проблемы, а выясняйте, почему они вообще появились;
  2. Способность передавать идеи. Один из главных навыков руководителя. Если вы смогли убедить сотрудника и передать свою точку зрения, то он будет принимать правильные решения. Вы сможете на него положиться;
  3. Желание взаимодействовать с людьми. Хороший руководитель всегда ориентирован на людей, а не на технику или цифры. Люди – главная движущая сила бизнеса.
19.05.2022 Автор: Александр Высоцкий
Теги: навыки, полезное, рекрутинг

Вам может быть полезно

Вам может быть полезно